Антикварная карта Сибири 1780 года, в обрамлении
Размер рамы 53 x 41 см. Показаны - Сургут, Мангазея, Иркутск, Томск, Красноярск, Нарим, Новая Земля, Самоеды, Нерчинск, и т.д. Ригобер Бонне (1727-1795 гг.) - один из наиболее значимых картографов 18 века.
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Читайте подробнее в описании к товару ↓
Подлинная старинная географическая карта-гравюра 1780 года печати.
Отпечатана оттиском с гравированной медной пластины.
Возраст более 240 лет.
Российская Империя
азиатская часть
СИБИРЬ
Сургут, Мангазея, Иркутск, Томск, Красноярск,
Нарим, Новая Земля, Самоеды, Нерчинск, и т.д.
Мангазея - первый русский заполярный город XVII века в Сибири. Располагалась на севере Западной Сибири, на реке Таз в месте впадения в неё реки Мангазейки.
В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных» конца XV — начала XVI века, встречающемся в рукописях с XVI по XVIII века и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за «Югорской землей», сообщается: «На восточной стороне, за Югорскою землею над морем живут люди самоедь, называемые молгонзеи. А еда их — мясо оленье и рыба, да меж собою друг друга едят…».
В 1560 году английский дипломат и представитель Московской компании Антоний Дженкинсон, проникнув в присоединённое незадолго до этого к России Поволжье, сумел достичь Бухары. В 1562 году он опубликовал в Лондоне «Карту России, Московии и Тартарии», на которой указал уже название местности «Молгомзея».
По мнению историка Н. И. Никитина, название молгонзея восходит к коми-зырянскому молгон - «крайний, конечный» - и обозначает «окраинный народ». После того как город был оставлен и прекратил своё существование, в местных языках городище теперь носит название «Тагаревы хард», что означает «Разломанный город».
Мангазея основана была по инициативе царской администрации - в качестве опорного пункта для продвижения русских вглубь Сибири и укреплённого центра сбора ясака (подать, налог). В 1600 году по указу царя Бориса Годунова из Тобольска на реку Таз был отправлен отряд из 100 стрельцов и служилых казаков во главе с воеводой Мироном Шаховским и письменным головой Данилой Хрипуновым. В пути немногочисленный отряд подвергся вооруженному нападению «воровской самояди» — предположительно юраков или селькупов. Потеряв в бою около 30 человек, служилые люди сумели, однако, добраться до реки и заложить деревянный острог и церковь. В следующем 1601 году из Тобольска, Сургута и Березова на помощь им отправлен был более крупный отряд в 200 человек служилых людей во главе с воеводами Василием Мосальским и Савлуком Пушкиным. Они помогли завершить возведение деревянного острога и основать посад.
Строительство велось на правом, высоком берегу реки Таз, в 300 км от её устья. В 1603 году в Мангазею послан был воеводой Федор Юрьевич Булгаков, основавший там гостиный двор и доставивший туда священника и церковную утварь. В 1606 году в Мангазею прибыли новые воеводы Давыд Жеребцов и Курдюк Давыдов. Воеводская власть в крае была установлена окончательно.
В 1607 году начато было строительство городских крепостных укреплений - возведены Давыдовская, Ратиловская, Успенская, проезжая Спасская и Зубцовская башни. Четырёхстенный пятибашенный город сразу стал значительным экономическим центром.
В 1608 году в Мангазею регулярно доставлялся уже ясак не только местными племенами - самоедами (ненцами) и остяко-самоедами (селькупами) - но и проживавшими значительно южнее енисейскими остяками (кетами) и тунгусами (эвенками). В 1612 году в Амстердаме голландский торговый агент Исаак Масса издал географический чертеж Мангазеи, на котором были показаны церкви, воеводский двор и хозяйственные постройки.
В 1616 году архангелогородцы, идя вдоль Мезенских и Пустозёрских берегов через Вайгачский пролив в Карское море, спустились по протекающей поперёк полуострова Ямал реке Мутной до озера Зелёного, откуда вышли в Обскую губу, проложив таким образом морской путь в Мангазею из Архангельска. Однако в 1620 году - в начале правления Михаила Фёдоровича Романова - плавание «морским путём», через ямальский волок в Мангазею под страхом смертной казни было запрещено. Есть несколько версий о причинах запрета: Контролировать морской путь в Мангазею государству не представлялось возможным, в то время как все пути по Оби и её притокам были перекрыты таможенными постами, и невозможно было провезти ни одну шкурку соболя, не заплатив казне государственную пошлину; Пользовались морским путём в основном поморы, подрывая таким образом, «монополию» купечества на пушнину. И центральная власть, и богатое купеческое сословие, вероятно, могли опасаться проникновения Англии и Голландии в русские владения на Севере; англичане и голландцы были чрезвычайно предприимчивыми нациями, имели богатый опыт морских плаваний и освоения новых земель - сырьевых рынков и рынков сбыта своей продукции; английский и голландский торговые и военные флота были лучшими в мире, профессиональная выучка матросов и капитанов флотов были очень высоки, а корабли прекрасно оснащены и вооружены; вслед за английскими и голландскими купцами неизбежно шла армия, а за нею - и администрация. Таким образом Сибирь могла стать английской или голландской колониями, как Северная Америка, Индия, Индонезия и другие. Таким образом, административно Мангазея была «закрыта» и исчезла: вначале как город, порт и торговая фактория, а затем и как историческое и географическое понятие.
Глухие отзвуки о существовании в древности «златокипящей Мангазеи» остались в преданиях, легендах, устном творчестве и немногочисленных документах, похороненных в архивах. Историки и географы долгое время не проявляли никакого интереса к легендарному сибирскому городу. В культурном, историческом и географическом аспектах Мангазея повторила судьбу гомеровской Трои: с течением времени Мангазею стали считать легендарным городом - никогда не существовавшим на самом деле и, видимо, просто выдуманным и опоэтизированным в народной памяти и культуре национального фольклора.
Ригобер Бонне (1727—1795 гг.) — один из наиболее значительных французских картографов 18 века. В 1773 году сменил Жака-Николаса Беллина на посту Королевского картографа в отделе гидрографии картографического бюро французского флота. На этом посту Бонне создал наиболее детальные и точные карты своего времени. Работы Бонне представляют собой важный шаг в развитии картографии от украшательства 17 и начала 18 века к более детальной и практически ориентированной эстетике. В частности, Бонне отказался от таких обычных в 18 веке стилистических особенностей как ручная раскраска карты, декоративные рисунки и роза ветров. До настоящего времени карты Бонне сохранили своё историческое и эстетическое значение.
Размер рамы: 53.2 x 41.2 см Бумага "верже" с водяными знаками изготовителя, чистая обратная сторона. Современное обрамление в дорогой багет из натурального дерева, бархатный картон-паспарту с черным наклонным резом, высококачественное импортное тонкое стекло "Фениция", верхний подвес карты бескислотной консервационной лентой производства США, задник из паспарту, пылевая защита, подвес рамы - трос, гарантийный сертификат.
L'EMPIRE DE RUSSIE
En Europe et en Asie
IIeme Feuille,
Par M.Bonne, Ingen-r - Hydrographe
de la Marine
Andre sculp.
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО
Примечание: на фотографиях логотип OLDGRAVURA
размещен для защиты прав на изображение, на
приобретаемой Вами карте логотипа нет.
Сопутствующие услуги
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1
Заказать сертификат oldgravura на обычной бумаге
Заказать сертификат oldgravura на сертификат-бумаге
Заказать подарочную упаковку Тип 1