Старинные цветные гравюры
История цветной гравюры
Цветная гравюра — это один из видов цветной печатной графики. Еще в 1516 году итальянский мастер Уго да Карпи запатентовал технику цветной гравюры на дереве и назвал ее «кьяроскуро». Впрочем, цветная печать использовалась в Европе и раньше. Известны работы Лукаса Кранаха и Ганса Бургмайера, печатавших в цвете на 10 лет раньше Карпи.
Несмотря на выразительность и популярность «кьяроскуро» в XVI веке, цветная гравюра на дереве начинает угасать и практически исчезает к началу XVIII века. Несколько иначе сложилась судьба гравюры на металле с использованием цвета. В 1710 году голландец Жак Кристоф Леблон начинает экспериментировать с трехцветной печатью с нескольких досок. Однако техника
Опыты продолжают французы: Жан Батист Лепренс применят технику офорта, а Франсуа Жанине изобретает цветную лависную гравюру. Впрочем, довести до совершенства французские гравюры в цвете суждено другому художнику — Луи Филиберу Дебюкура. Старинные гравюры этого мастера одни из наиболее ценных графических работ конца 18 века.
Технический прогресс меняет все и ставит крест на прежних техниках и правилах изготовления цветных работ. Причина — изобретение литографии в Мюнхене в 1798 году. Автор нового способа — немец Алоиз Зенефельдер спустя 8 лет открывает первую литографическую мастерскую, а еще спустя 12 лет издает руководство по литографии. При этом Зенефельдер вовсе не художник и график, а драматург и актер!
В середине XIX века литография превращается в инструмент сатиры, в том числе и политической. Цветные карикатуры делают француз Оноре Домье, наш соотечественник Александр Лебедев и другие сатирики.
Среди российских мастеров литографии заметна роль Ореста Кепренского, Карла Беггрова и Алексея Венецианова.
Процесс создания цветной литогравюры (печать с 9-ти камней)
Техника цветной гравюры
Самый простой способ получить цветную гравюру использовать оттиск с одной доски. Подобная техника позволяет делать рисунок более теплым или холодным, добавляя в черную краску синюю или красную краску. Переходы цвета получаются очень мягкие, а на стыке двух цветов возникает соединяющий цвет. Такие гравюры смотрятся очень органично и естественно.
Среди антикваров ценятся гравюры, чей оттиск был подкрашен акварелью. Это техника очень редкая, поскольку требует от художника необычайного мастерства и внимания к деталям. Примером подобной техники является гравюра Водопад Скаманской под Тобольском (1768 год).
Гравюра «Водопад Скаманской под Тобольском»
Манипулируя с цветными плашками на офортном станке, опытный гравер добивается создания настроения рисунка с помощью цвета. Обычно плашки вырезались из влажной бумаги и прикладывались к набитой краской доске. Гравер накрывал плашку бумагой и приступал к печати цветной гравюры.
Существует еще несколько различных способов изготовления цветных гравюр. Рассказать обо всех в рамках одной статьи, увы, не возможно. Методы создания цветной гравюры на дереве или металле эволюционировали на протяжение нескольких веков. К началу