Готово
Оформить заказ
или
Продолжить покупки
Пожалуйста не забудьте после окончания выбора оформить заказ через кнопку "оформить заказ".
Регистрация  Вход для клиентов Доска почёта Помощь клиентам Доставка Как оплатить Распродажа Контакты

Старинные цветные гравюры

История цветной гравюры

Цветная гравюра — это один из видов цветной печатной графики. Еще в 1516 году итальянский мастер Уго да Карпи запатентовал технику цветной гравюры на дереве и назвал ее «кьяроскуро». Впрочем, цветная печать использовалась в Европе и раньше. Известны работы Лукаса Кранаха и Ганса Бургмайера, печатавших в цвете на 10 лет раньше Карпи.

Несмотря на выразительность и популярность «кьяроскуро» в XVI веке, цветная гравюра на дереве начинает угасать и практически исчезает к началу XVIII века. Несколько иначе сложилась судьба гравюры на металле с использованием цвета. В 1710 году голландец Жак Кристоф Леблон начинает экспериментировать с трехцветной печатью с нескольких досок. Однако техника меццо-тинто оказывается неподходящей для цветных гравюр.

Опыты продолжают французы: Жан Батист Лепренс применят технику офорта, а Франсуа Жанине изобретает цветную лависную гравюру. Впрочем, довести до совершенства французские гравюры в цвете суждено другому художнику — Луи Филиберу Дебюкура. Старинные гравюры этого мастера одни из наиболее ценных графических работ конца 18 века.

Технический прогресс меняет все и ставит крест на прежних техниках и правилах изготовления цветных работ. Причина — изобретение литографии в Мюнхене в 1798 году. Автор нового способа — немец Алоиз Зенефельдер спустя 8 лет открывает первую литографическую мастерскую, а еще спустя 12 лет издает руководство по литографии. При этом Зенефельдер вовсе не художник и график, а драматург и актер!

В середине XIX века литография превращается в инструмент сатиры, в том числе и политической. Цветные карикатуры делают француз Оноре Домье, наш соотечественник Александр Лебедев и другие сатирики.

Среди российских мастеров литографии заметна роль Ореста Кепренского, Карла Беггрова и Алексея Венецианова.

 

  

Процесс создания цветной литогравюры (печать с 9-ти камней)

 

Техника цветной гравюры

Самый простой способ получить цветную гравюру использовать оттиск с одной доски. Подобная техника позволяет делать рисунок более теплым или холодным, добавляя в черную краску синюю или красную краску. Переходы цвета получаются очень мягкие, а на стыке двух цветов возникает соединяющий цвет. Такие гравюры смотрятся очень органично и естественно.

Среди антикваров ценятся гравюры, чей оттиск был подкрашен акварелью. Это техника очень редкая, поскольку требует от художника необычайного мастерства и внимания к деталям. Примером подобной техники является гравюра Водопад Скаманской под Тобольском (1768 год).

 

   
Гравюра «Водопад Скаманской под Тобольском»

 

Манипулируя с цветными плашками на офортном станке, опытный гравер добивается создания настроения рисунка с помощью цвета. Обычно плашки вырезались из влажной бумаги и прикладывались к набитой краской доске. Гравер накрывал плашку бумагой и приступал к печати цветной гравюры.

Существует еще несколько различных способов изготовления цветных гравюр. Рассказать обо всех в рамках одной статьи, увы, не возможно. Методы создания цветной гравюры на дереве или металле эволюционировали на протяжение нескольких веков. К началу XX-го века появились такие технологии, как фототипия, цинкография, автотипия. Последняя техника существует и сегодня, позволяя делать пятицветные работы. Что ж, через несколько веков и они превратятся в старинные гравюры, востребованные у коллекционеров.