Готово
Оформить заказ
или
Продолжить покупки
Пожалуйста не забудьте после окончания выбора оформить заказ через кнопку "оформить заказ".
Регистрация  Вход для клиентов Доска почёта Помощь клиентам Доставка Как оплатить Распродажа Контакты

1838 год. Гравюра в раме Спасская башня и Вознесенский монастырь

1838 год. Спасская башня и Вознесенский монастырь
Размер рамы: 41,1 x 33,8 см. Спасская башня — выходит на Красную площадь, в ней установлены главные ворота Кремля — Спасские и знаменитые часы — куранты

Читайте подробнее в описании к товару
32000 руб. Артикул: R0811 Задать вопрос по этому товару

 

Подлинная старинная гравюра 1838 года печати
Возраст гравюры около 180 лет
Современное обрамление
 
 
 
Антикварная, подлинная гравюра знаменитого
издания Жан-Мари Шопена "Земля. История и
описание всех народов" создана по рисунку Огюст-Антуана Кадоля
под руководством Августина Франсуа Леметра
в Париже в 1838 году.
 
 
 
Москва, Кремль, Спасская башня
Внутренний вид Вознесенского монастыря
 
 
 
 
   Размер рамы: 41,1 x 33,8 см. Отличное состояние гравюры. Современное обрамление в коллекционный деревянный багет с вензелями и патинированием под старину; два уровня паспарту разного тона, дизайнерская v-канавка вокруг изобраения; высококачественное, тонкое стекло "Фениция" пр-во Израиль; верхний подвес гравюры бескислотной консервационной лентой; задник из паспарту; пылевая защита; подвес рамы - трос; гарантийный сертификат.
 
   Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 году женский монастырь в Московском Кремле. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлевской стене. По преданию, монастырь был основан великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 г. Монастырь использовался как место жительства для царских невест до свадьбы. Вознесенский собор был также усыпальницей для женщин царского рода.
 Вознесенский монастырь сильно пострадал во время боёв за Кремль в ноябре 1917 года: снарядами были разрушены стены и купола его храмов. В марте 1918 года в Кремль переехало советское правительство, и в октябре того же года монастырь был закрыт. Последние его инокини вместе с игуменьей нашли себе временный приют при церкви Лефортовской больницы. Они успели тайно, под мантиями, вынести из обители икону-реликварий «Богоматерь Казанская» (одну из главных монастырских святынь), утварь и драгоценности и спрятать их на подворье лавры, но большевики учинили там обыск и отправили изъятые ценности в Оружейную палату.
 В апреле 1929 года по инициативе коменданта Кремля Р.А.Петерсона, правительственная комиссия, в которую входили: К.Е.Ворошилов, В.В.Шмидт, А.С.Енукидзе, осмотрели здания Чудова и Вознесенского монастырей и постановили снести их, очистив место для строительства Военной школы имени ВЦИК. В том же 1929 году Вознесенский монастырь взорвали. Погибли все его церкви, в том числе и Екатерининская, остававшаяся единственным сохранившимся творением Карла Росси в Москве. На месте монастыря в 1932—1934 гг. архитектор И. Рерберг построил здание Военной школы им. ВЦИК, стилизованное под кремлёвский классицизм, чтобы оно гармонировало с соседними Сенатом и Арсеналом. Вскоре школа была выведена из Кремля и в здании стал работать Президиум Верховного Совета СССР.
 
   Жан-Мари Шопен (1795г, Санкт-Петербург - 1871г, Париж) – публицист, специалист по истории и литературе славянских (преимущественно русских) народов, исследователь Кавказа. Сын французского скульптора, работавшего при дворе Екатерины II, Шопен начал свою карьеру в должности личного секретаря и библиотекаря посла России во Франции князя Куракина. После смерти патрона Шопен обосновался в Париже. Жан-Мари Шопен автор первого перевода «Бахчисарайского фонтана» А.С.Пушкина на французский, автор нескольких томов по истории и географии из серии «Земля. История и описание всех народов».
 
   Спасская башня (ранее — Фроловская башня) — выходящая на Красную площадь одна из 20 башен Московского Кремля. В башне расположены главные ворота Кремля — Спасские, в шатре башни установлены знаменитые часы — куранты.
 Спасская башня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные над въездными воротами башни. С внешней стороны башни надпись сделана на латинском языке, с внутренней — на русском: «В лето 6999 [1491] июля божией милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимерского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Пётр Антоний Солярио от града Медиолана» (то есть Милана).
 До постройки существующей башни на этом месте стояла Фроловская стрельница белокаменного Кремля 1367 года. При ремонте стрельницы в 1464—1466 годах В. Д. Ермолин установил на ней белокаменные рельефы с изображением покровителей московских князей — святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского; эти рельефы перенесли на новую башню, где они находились до XVII века. В 1508 году через ров от башни перекинули деревянный мост. Уже в конце XVI века башню венчал деревянный верх с двуглавым орлом.
 В 1624—1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвёл над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башне ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Новую башню украшали статуи. По указу царя Михаила Фёдоровича их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми суконными однорядками. В 1628 году фигуры сильно обгорели во время пожара и были убраны с башни.
 Спасские ворота являлись главными из всех Кремлёвских и всегда почитались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, написанным на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой; этот обычай сохранился вплоть до XIX века: по свидетельству Хуана Валеры, «проходя под ними, все обязаны обнажать головы и кланяться, причём от обязанности воздавать такие почести никоим образом не освобождены ни иностранцы, ни те, кто исповедуют иную, а не православную веру». Тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов. На образ Спаса Смоленского молились приговорённые к смерти преступники, которых казнили на Красной площади.
 Спасские ворота являлись парадным въездом в Кремль. От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с царя Михаила Фёдоровича, перед коронацией торжественно проходили через них. Существует легенда, что, когда Наполеон проезжал через Спасские ворота в захваченной Москве, то порыв ветра стащил с него его знаменитую треуголку. При отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню было приказано взорвать, однако подоспевшие донские казаки потушили уже зажжённые фитили.
 Первоначальное наименование башни — Фроловская — происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь не сохранилась до наших дней. Ворота переименованы в Спасские при Алексее Михайловиче, указ от 17 апреля 1658 года гласил:  "На Москве в Кремле и в Белом городе ворота писать и называть: в Кремле, которыя ворота назывались Фроловскими вороты, и те ворота Спасския". Новое название ворот было связано с иконой Спаса Смоленского, написанной над проездными воротами со стороны Красной площади, и с иконой Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. За ними это название унаследовала и вся башня.
 
   На верхнем четверике башни в XVI столетии были установлены знаменитые часы-куранты, с тех пор они неоднократно изменялись. Новые часы были установлены в 1625 году под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное славянскими буквами и арабскими цифрами. При этом вращался сам циферблат, а единственная неподвижная стрелка в виде золочёного солнца указывала время.
 В 1705 году по указу Петра I Спасские часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. В 1770 году были установлены английские часы, найденные в Грановитой палате. С 1770 года часы некоторое время исполняли немецкую мелодию «Ах, мой милый Августин». Современные куранты были изготовлены братьями Николаем и Иваном Бутенопами в 1851—1852 годах и установлены на 8-10 ярусах Спасской башни. С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года.
 Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн России «Боже, царя храни», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна».
 2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В августе-сентябре 1918 года по указанию В. И. Ленина они были восстановлены часовщиком Николаем Беренсом. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». Однако уже в 1938 году куранты замолчали, став только отбивать часы и четверти.
 В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после 58 лет молчания вновь заиграли. В 12 и 6 часов куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) также М. И. Глинки. Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 году. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов.
 Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 году. Циферблаты курантов диаметром 6,12 м выходят на четыре стороны башни. Высота римских цифр — 0,72 м, длина часовой стрелки — 2,97 м, минутной — 3,27 м. Бой часов производится при помощи молотка, соединённого с механизмом и колоколом. Первоначально часы заводились вручную, но с 1937 года их заводят с помощью трёх электромоторов.
 
   Надвратные иконы: Спас Смоленский. Первой русской иконой типа «Спас с припадающими» считается образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 году и помещенный над Фроловскими воротами Кремля.
 В 1521 году в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея прямо на стене над Фроловскими воротами со стороны Красной площади была написана фреска, заменившая икону. Первое описание этого образа содержится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в. На надвратной фреске Спас Смоленский изображён Спаситель в полный рост с раскрытым Евангелием в левой руке, с припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Образ Спаса Смоленского, почитавшийся чудотворным, украсили золоченой ризой, поместили в киот, а перед киотом повесили фонарь. За огнём лампады следил причт храма Василия Блаженного.
 Сохранилось предание, что когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад, икона явила чудотворную силу: приставленная лестница опрокинулась, святыня осталась невредима. В 1895 году надвратную икону реставрировали, нанеся новый слой.
 До 11 мая 2010 года надвратный образ Спаса Смоленского считался утраченным, так как не существует никаких официальных документов о том, что произошло с ним в годы советской власти. В 2000 году по старым фотографиям были сделаны мозаичные иконы, которые патриарх Алексий II передал избранному президенту В. Путину для размещения их на кремлёвских башнях, однако в достоверности изображений новых икон усомнились и дело отложили. Ещё оставалась надежда, что где-то сохранились оригинальные образа. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон выступил фонд Андрея Первозванного. Ввиду того, что тогда точно не знали, что иконы написаны прямо на стенах, а не являлись отдельными элементами, специалисты два года искали образ в запасниках Третьяковской галереи, Музея Рублева и других крупнейших музеев России. До 2010 года иконный киот над воротами был заштукатурен. Последний раз надвратный образ видели в 1934 году. Вероятно, когда были сняты с башен двуглавые орлы, были закрыты и иконы.
 По последним данным, поступившим от потомка русских эмигрантов князя Ивана Шаховского, иконы помог уберечь граф Юрий Олсуфьев, добровольно оставшийся после революции в России и работавший в мастерских Игоря Грабаря. На это указывает и тот факт, что достать в то время железную сетку Рабица и строительный бетон было не так просто. Отсутствие каких-либо документов может свидетельствовать о том, что реставраторам был дан приказ уничтожить живопись, а они, рискуя жизнью, не выполнили указание советских властей. Долгое время о надвратной иконе напоминал лишь белый прямоугольник, окаймлённый рамкой.
 Образ над воротами считался утраченным, пока проведённое в конце апреля 2010 года зондирование надвратного киота Спасской башни не показало наличие под штукатуркой образа Христа. В конце июня 2010 года начался первый этап по восстановлению древнего образа Спасителя. После 12 июня над Спасскими воротами были установлены реставрационные леса. Рабочие счистили штукатурку и демонтировали сетку, защищавшие икону Спаса Смоленского от внешней среды. Затем эксперты определяли состояние и как именно реставрировать надвратную икону Спасской башни. Так как фреска повторно записывалась в 1895 году, реставраторы в зависимости от состояния иконописного изображения решали, открывать ли более ранние слои.
 К 5 июля 2010 года икона Спаса Смоленского была полностью открыта. По примерным оценкам реставраторов, икона сохранилась на 80 %. Были заметны следы от осколков, полученные при обстреле башни, и от штырей, державших сетку. 24 августа 2010 года стало известно, что реставрация иконы Спаса Смоленского завершена и она готова к открытию. Реставраторы выяснили, что более раннее изображение нарисовано на жёлтом фоне (охрой), а позднее — на золотом.
 Икона Спаса Вседержителя на главной башне Кремля сохранилась почти полностью. Живопись в технике темперной фрески открыта на период конца XVII — первой половины XVIII. Более позднего слоя не было обнаружено. Сохранена небольшая часть позднего слоя XIX века — при реставрации в 1896 году масляной краской выписали складки одежды и частично позолотили фон. Масло частично со складок убрали, а золотой фон было решено оставить. Реставраторы, используя темперу, акварель и немного акриловых красок, точечно восстановили краски и утраченные фрагменты.
 26 августа со Спасских ворот сняли леса и надвратная икона Спасской башни снова предстала перед посетителями Красной площади. Реставрация иконы Спаса Смоленского заняла почти 2 месяца. 28 августа 2010 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы надвратная икона была освящена патриархом Кириллом в присутствии президента России Дмитрия Медведева. После освящения иконы и торжественного богослужения президент России заявил, что видит в этом событии особый смысл и единение церкви с народом. В конце января 2011 года после окончания работ по реставрации иконы специалисты заверили, что живописный слой достаточно укреплён, чтобы некоторое время находиться в незащищённом состоянии, поэтому к установке защиты приступили только в разгар зимы. Для Спаса Смоленского было изготовлено специальное безбликовое защитное стекло со специальной рамой, с помощью которой конструкцию плотно установили внутри белого киота. Для сохранения микроклимата предусмотрена система вентиляции. После демонтажа лесов вокруг иконы на внутренних сторонах ниши стали заметны элементы крепления защитного стекла (по 4 справа и слева и по одному сверху и снизу).
 
   Спас Нерукотворный. В середине XVII века по центральным районам Русского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы), в которой особенно пострадала Москва. Один из городов, Хлынов, эпидемия обошла стороной, стали появляться слухи, что причиной этого является чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились горожане. Узнав об этом, царь Алексей Михайлович повелел привезти икону в Москву.
 Образ доставили крестным ходом в 1648 году. Икона так понравилась царю, что он велел оставить её в Москве, где она располагалась в Новоспасском монастыре. Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над Фроловскими воротами со стороны Кремля, через которые образ привезли в Москву. В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году.
 С приходом к власти большевиков надвратный образ, как и сама икона Спаса Нерукотворного, были утрачены. Новоспасский монастырь был закрыт в 1918 году. Незадолго до этого икона из него пропала. Не удалось уберечь и список, отправленный в Вятку (Хлынов) — в 1929 году в Вятке был закрыт Спасский собор и хранившийся в нём список также исчез. Однако, в июне 2010 года по инициативе движения «Народный Собор» в Москве иконописцем Дмитрием Винокуровым был написан точный список знаменитой чудотворной иконы Вятского Спаса по старинной репродукции, обнаруженной вятским искусствоведом Галиной Алексеевной Моховой.
 28 августа новый точный список Спаса Нерукотворного был передан в Спасский собор Кирова (бывш. Вятки). Список с чудотворного образа XIX века сохранился в Новоспасском монастыре, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала. Надвратный киот Спасской башни с внутренней стороны Кремля по-прежнему пустует. 
 
   Слева и справа от Спасских ворот издавна находились часовни. Слева стояла часовня «Великого Совета Откровение» (Смоленская), справа — «Великого Совета Ангел» (Спасская). Каменные часовни в классическом стиле были построены в 1802 году. В 1812 они были разрушены и восстановлены по новому проекту. В 1868 году, при реставрации Спасской башни по проекту архитектора П. А. Герасимова, вместо старых были построены новые шатровые часовни в русском стиле, освящённые 22 октября 1868 года. Они были приписаны к Покровскому Собору. В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Обе часовни были снесены в 1925 году.
 
   С XVI века до 1935 года башню венчал золоченый двуглавый орёл. Орёл заменялся достаточно часто. Возможно, первый орёл был изготовлен полностью из дерева. Последний орёл появился на башне в 1912 году. В августе 1935 года было решено заменить орлов на пятиконечные звёзды с серпом и молотом.
 Эскизы звёзд разрабатывал академик Фёдор Федоровский. Первые звёзды были изготовлены из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. В середине каждой звезды уральскими самоцветами был выложен серп и молот, покрытый золотом. Звезду на Спасской башне украшали лучи, расходящиеся из центра к её вершинам.
 Перед тем, как установить звезды на башнях Кремля, их показали в Парке Горького. Однако первые звезды быстро потускнели под воздействием атмосферных осадков. Кроме того, они довольно нелепо смотрелись в общей композиции Кремля, были громоздкими и сильно нарушали архитектурный ансамбль.
 В мае 1937 года было принято решение заменить звезды на рубиновые и светящиеся. Новая звезда заработала 2 ноября 1937 года. Звезда может вращаться наподобие флюгера и имеет каркас в виде многогранной пирамиды. На звезде двойное остекление. Внутренний слой состоит из молочного стекла, внешний из рубинового. Размах лучей звезды на Спасской башне — 3,75 метра. Оправа звезды выполнена из специальной нержавеющей стали, внутри горят специальные автономные лампы. Таким образом, она защищена от осадков и перебоев с энергоснабжением.
 Мощность ламп в звезде составляет 5000 ватт. Работа ламп проверяется два раза в день. Для предохранения ламп от перегрева была разработана специальная вентиляционная система, которая состоит из фильтра для очистки воздуха и двух вентиляторов. Высота башни до звезды — 67,3 м, со звездой — 71 м.
 Первая Спасская звезда, в отличие от других самоцветных звёзд, сохранилась и теперь венчает шпиль Северного речного вокзала Москвы. С распадом Советского Союза появились призывы к восстановлению двуглавого орла над Спасской и другими башнями Кремля. Эту инициативу поддерживают Русская Православная церковь и ряд движений, как «Народный собор», «Возвращение» и др. Никаких официальных заявлений по этому поводу со стороны власти не последовало. Одним из первых с предложением вернуть двуглавых орлов выступил ещё в конце 1980-х гг. писатель Владимир Солоухин. Ему же принадлежит сравнение звёзд на башнях с пауками, насосавшимися крови.
 10 сентября 2010 года участники фонда «Возвращение» в связи с открытием надвратной иконы обратились к президенту России с просьбой убрать пятиконечную звезду со Спасской башни Кремля и водрузить на ней двуглавого орла. Осенью 2014 года Спасская башня была забрана капитальными строительными лесами, в связи с чем даже традиционное празднование Нового года на Красной площади прошло необычно — на закрытую лесами башню проецировалось изображение курантов и самой башни. В связи с капитальной внешней реставрацией пошли слухи о возможном восстановлении двуглавого орла над главной башней Кремля. Вопрос о будущем облике Спасской башни вызвал беспокойство фракции КПРФ в Госдуме. Однако, комендант Кремля генерал-лейтенант Сергей Хлебников успокоил коммунистов — звезда на Спасской башне останется, будут заменены лишь лампы на энергосберегающие. 
 
Над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, повреждённый оригинал находится в фондах кремлёвского музея) с надписью на латыни:
 
IOANNES VASILII DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE, MOSCOVIAE, NOVOGARDIAE, TFERIAE, PLESCOVIAE, VETICIAE, ONGARIAE, PERMIAE, BUOLGARIAE ET ALIAS TOTIUSQ(UE) RAXIE D(OMI)NUS, A(N)NO 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO(N)DERE F(ECIT) ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS A(N)NO N(ATIVIT) A-(TIS) D(OM)INI 1491 K(ALENDIS) M(ARTIIS) I(USSIT)P(ONE-RE)
 
С внутренней стороны стены надпись на русском языке, сохранившаяся со времён строительства:
 
В ЛЕТО 6999 ИУЛИА БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ СДЕЛАНА БЫСТ СИА СТРЕЛНИЦА ПОВЕЛЕНИЕМЬ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГДРА И САМОДРЪЖЦА ВСЕЯ РУСИИ. И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ВОЛОДИМЕРЬСКОГО. И МОСКОВСКОГО И НОВОГОРОДСКОГО. И ПСКОВСКОГО. И ТВЕРЬСКОГО. И ЮГОРСКОГО И ВЯТСКОГО. И ПЕРМСКОГО. И БОЛГАРСКОГО. И ИНЫХ ВЪ 30 Е ЛЕТО ГДРЬСТВА ЕГО А ДЕЛАЛЪ ПЕТРЪ АНТОНИЕ ОТ ГРАДА МЕДИОЛАНА
 
(По материалам Википедии)
 
 
MOSCOU
Lemaitre direxit. Cadolle del.
Vue interieure du Monastere de l'Ascension
 
 
 
ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО

 
 
 
В этом лоте предлагается подлинная
старинная гравюра, не копия и не репродукция.
Послужит хорошим антикварным подарком.
Украсит комнату в Вашем доме или офисе.
 
 
Посмотреть все гравюры и карты Москвы и её окрестностей


Рекомендуем